Как найти подход к ученику в классе

Содержание

21 совет учителям для эффективного управления классом

Как найти подход к ученику в классе

Дискуссии о реформах образовательной сферы с каждым днем становятся все жарче, но учителям нужно делать свою работу каждый день и подчас нужно использовать свои маленькие хитрости, чтобы держать ситуацию в классе под контролем.

Независимо от того, являетесь ли вы опытным учителем, или только пришли работать в школу, стратегии эффективного управления классом жизненно важны для создания позитивной образовательной атмосферы. Мы предлагаем вам 21 совет на этот счет.


Правила поведения

Совет: Не стоит строго придерживаться всех правил. Это не всегда приводит к хорошим результатам. 

Среда обучения, скованная множеством правил и запретов, охлаждает отношения между учителем и учениками и рано или поздно приводит к бунту. Вы устанавливаете правила, чтобы создать нормы поведения, но они не являются идеальным средством для управления вашим классом сами по себе.

  1. Избегайте эскалации конфликта 

Совет: Скажите «нет» публичным наказаниям. 

Конфликт с учеником, который происходит на глазах его одноклассников, зачастую непродуктивен и нерационален. Не отчитывайте ученика, нарушающего дисциплину, перед всем классом. Выбрав такую тактику, вы только навредите ситуации. Пристыженный перед своими товарищами ученик, будет вынужден защищаться и ситуация зайдет в тупик.

Если поведение ученика не вписывается ни в какие рамки, можно на пару минут вывести его из класса для короткой беседы, которую можно продолжить после урока. В беседе сохраняйте спокойствие, приводите рациональные аргументы в поддержку своей позиции и обязательно выслушайте позицию ученика. В 90% случаев конфликт будет улажен, а ученик сохранит свое лицо перед сверстниками.

  1. Не наказывайте за все подряд 

Совет: Не тратьте энергию попусту, наказывая за каждый проступок. 

Не стоит распыляться на каждую мелочь и акцентироваться на мелких проступках. Определите свою «крайнюю черту», которую нельзя переступать и если такая черта пройдена, будьте готовы методично и последовательно заявлять о своих требованиях.

Совет: Сохраняйте спокойствие и делайте свою работу. 

Когда вам кажется, что все вышло из-под контроля, вы все еще можете управлять своей реакцией. 

Старайтесь не кричать. Криком вы добьетесь всего чего угодно, но не уважения и доверия. Вы завоюете гораздо больший авторитет у ваших учеников, если сможете сохранять спокойствие в любой ситуации и будете действовать в строгом соответствии с установленными заранее правилами поведения.

Совет: Всегда держите в уме то, какие проступки каких наказаний заслуживают. 

Всегда имейте план. Очень важно, чтобы для каждого проступка было соответствующее наказание. Строго придерживайтесь этого плана. Ваши ученики будут испытывать вас, но если ваша реакция всегда будет одинакова, то эта игра закончится достаточно быстро.


Построение отношений

Совет: Обращайтесь к вашим ученикам по имени и отчеству, приветствуя их при входе в класс. 

Таким образом, вы как бы «включаете» в ученике официально-деловой тон, способствующий проведению урока, и разряжаете их озорной заряд, полученный на перемене.

Совет: Старайтесь время от времени смотреть на вещи глазами своих учеников. 

Всегда помните, что перед вами живые люди, а не роботы, которые обязаны подчиняться вашим командам. Проявите эмпатию, чтобы лучше понимать ваших учеников и тогда вам будет намного легче найти общий язык.

Совет: Постарайтесь установить близкие отношения с вашими учениками и покажите, что вам не все равно. 

Время, потраченное на установление доверительных и честных отношений с вашими учениками, окупится во сто крат, будьте уверены.

Совет: Избегайте конфронтаций с проблемными учениками, но попробуйте понять их. 

Ученики, которые проявляют девиантное поведение, как правило, маскируют этим какие-либо проблемы. Постарайтесь максимально аккуратно выяснить причины такого поведения и найти общий язык с таким учеником.

Совет: Не принимайте на свой счет обидных слов. Начинайте каждый день с чистого листа. 

Всегда помните, что перед вами дети. Иногда они будут хотеть задеть вас, но вы никогда не должны показывать, что у них это получилось. Еще лучше, если у них это вообще не будет получаться, поскольку вы ничего не будете принимать на свой счет.
  1. Сделайте родителей своими союзниками 

Совет: Не бойтесь общаться с родителями.

Родители действительно могут стать вашими союзниками. Звоните им не, только когда хотите пожаловаться на ученика, но и чтобы сообщить о его успехах или же просто, чтобы сказать о том, какого хорошего ребенка они воспитали.

  1. Задавайте простые вопросы. 

Совет: Задавайте ученикам простые вопросы, чтобы помочь им почувствовать себя более комфортно. 

Будьте дружелюбными с вашими учениками. Это поможет им почувствовать себя более комфортно на ваших уроках. Общение очень важно, чтобы помочь им почувствовать себя более свободно с вами. Организовывайте стихийные дискуссии на отвлеченные темы и задавайте простые наводящие вопросы. Это будет стимулировать их интерес и доверие к вам.


Ожидания

Совет: Уважение должно стать золотым правилом вашего класса. 

Относитесь к вашим ученикам так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам. Воспитывайте в ваших учениках такое отношение и друг к другу. Прежде чем сказать кому-либо что-либо, подумайте о том, что бы вы почувствовали, если бы услышали то же самое.

Совет: Будьте последовательны в ваших дисциплинарных ожиданиях. 

Будьте последовательны в исполнении установленных вами правил поведения. Этим вы завоюете себе уважение. Правила должны быть едины для всех, в том числе и для вас. Это создаст атмосферу доверия и равенства.

Инструкции для класса

Совет: Научитесь управлять переходами. 

Переход от перемены к уроку, от группового обсуждения к индивидуальной работе, от изучения теоретической части к работе с практическими заданиями: каждый переход можно разбить на этапы, чтобы обеспечить наилучший контроль над каждым переходом.

Совет: Не зацикливайтесь на одном стиле подачи информации. 

У многих учителей с опытом формируется своя методика подачи информации. Со временем это может начать навевать скуку на ваших учеников. Вносите разнообразие! Когда процесс обучения становится слишком скучным и предсказуемым появляются и проблемы с поведением.

Совет: Стремитесь к ясности, четкости и простоте. 

Если вы хотите завладеть вниманием учеников, постарайтесь максимально ясно, просто и четко излагать учебный материал. Кроме того, ученики должны понимать, зачем они это учат и что им это дает.


Сотрудничество

Совет: Стимулируйте учеников работать вместе, используя награды. 

Разделите класс на команды и фиксируйте успехи каждой команды в специальной общедоступной таблице (ее можно вывесить на доске). Команда, которая наберет наибольшее количество баллов, получит специальный приз.

Вы можете снимать баллы с команды, когда кто-либо из ее членов будет нарушать дисциплину и начислять их по окончании дня, если нарушений не было. Кроме того, баллы можно начислять за успехи в учебе.

Это будет стимулировать учеников работать в команде, кроме того, каждый отдельный член команды будет стремиться не подвести команду.

  1. Взаимодействуйте с коллегами 

Совет: Не бойтесь просить других о помощи. 

Задавайте вопросы и обращайтесь за помощью к коллегам. Вы не обязаны знать и уметь все на свете. С вами наверняка работают более опытные педагоги, которые уже сталкивались с той же проблемой, что и вы. Не стесняйтесь обращаться к ним за помощью.

Совет: Зайдя в класс, оставьте ваши проблемы за дверью. 

Ваше настроение передается вашим ученикам. Если вы всем своим видом показываете, что вам сейчас не до урока, то как вы можете ожидать заинтересованности и прилежности от ваших учеников?

  1. Покажите, что вам важен их успех 

Совет: Покажите вашим ученикам, что вы искренне переживаете об их успеваемости.

Ваши ученики должны знать – вам очень важны их успехи. Вам придется взять на себя ответственность за их неуспеваемость. Если им скучно, они устали, им хочется заняться чем-то другим, то причина этому только вы.

Тема поговорить:

Источник: https://mega-talant.com/blog/21-sovet-uchitelyam-dlya-effektivnogo-upravleniya-klassom

12 вещей, которые вы должны знать об учителях вашего ребенка

Как найти подход к ученику в классе

Учебный год — это всегда стресс. И для родителей, и для учеников. Особенно если ребенок идет в 1-й класс или меняет школу. Ваши переживания можно понять: новый учитель, новый подход к знаниям, новые требования. Для того чтобы ребенок быстро адаптировался в незнакомой ему среде, необходим чуткий педагог. Выбор такого педагога — дело непростое.

AdMe.ru собрал вопросы, ответив на которые вы сможете понять, подходит ли учитель вашему ребенку.

Выделять одного ученика — это очень нездоровая тенденция среди учителей. Во-первых, на фоне одного такого ребенка остальные чувствуют себя обделенными и ущербными, в итоге снижается успеваемость в классе.

Во-вторых, любимчик испытывает куда больше моральных страданий: не каждый ребенок любит быть в центре внимания, и ему скорее будет некомфортно в этой ситуации.

Да и остальные дети будут недоброжелательно относиться к любимчику учителя.

Сравнивать детей между собой — непедагогично. Но еще хуже, если учитель сравнивает ученика с его старшими братьями и сестрами.

Фразы в духе «Твой брат так хорошо учился, почему ты так не можешь?» делают ребенка замкнутым и неуверенным в себе. Подобные сравнения не мотивируют на учебу.

Скорее наоборот: у ребенка падает самоценка, он становится застенчивым и озлобленным на самого себя, на учителя или на одноклассников.

Конфликты между учениками неизбежны. Главное — вовремя их предотвратить. Каждая ситуация уникальна, поэтому к каждому ученику нужно искать индивидуальный подход. Грамотный педагог попытается предупредить конфликт и не допустить его развития. Недопустимо, чтобы учитель вставал на чью-либо сторону, разжигал конфликт или устраивал над учениками публичный суд.

Публично обзывать или бить ребенка педагог не имеет права. С легкой подачи учителя остальные дети могут начать травить своего одноклассника. Логика у ребят простая: «Если учителю можно, то почему и нам нельзя?» Разумеется, подобная травля негативно сказывается на психике ребенка. У него падает успеваемость, он замыкается в себе и становится жестоким.

Если один из учеников постоянно подвергается нападкам других детей или самого учителя, это повод перевести ребенка в другой класс.

Самое ужасное, когда учитель находит, условно говоря, козла отпущения и начинает вымещать на нем злость. Школа — это место, где ребенок получает необходимые знания, умения, навыки и учится общаться с людьми.

Атмосфера травли и постоянного нервного напряжения не способствует ни учебе, ни нормальному общению.

Если ваш ребенок попал к сильному педагогу, это прекрасно. Но плохо, когда у учителя cлишком завышенные требования. В конце концов это приводит к конфликту и снижает у ребенка тягу к знаниям.

Учитель с завышенными требованиями не способен адекватно оценивать знания.

Нередко он критикует ребенка и провоцирует застенчивость, которая затем будет преследовать ученика на протяжении всего обучения в школе.

В классе ребенку должно быть в первую очередь безопасно. Это касается как физического, так и эмоционального состояния. Психологический комфорт зависит не только от учителя, но и от учеников. Задача педагога — объяснить, что такое добросовестное отношение к учебе, мотивировать детей на учебу и оказать им поддержку.

Если учитель приветлив с родителями, это не значит, что он так же ведет себя с детьми. С виду сдержанный преподаватель на поверку может оказаться настоящим тираном. Учителю нельзя применять физическую силу или оказывать моральное давление, например заставлять учеников весь урок сидеть ровно и наказывать за малейшее движение.

Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в классе, ему необходимо знать, что есть ответственный за него человек. Учитель, умеющий контролировать класс, внушает ученикам чувство безопасности. Для этого педагогу необходимо найти общий язык с классом. Так проще регулировать и предотвращать конфликты среди детей, организовывать различные мероприятия и контролировать поведение учеников на уроке.

Проведите маленькое расследование и соберите информацию об учителе: поговорите с родителями одноклассников и других учеников, узнайте о методах преподавания и о том, как учитель относится к детям, как решает проблемы. Возможно, у педагога есть специфические требования. И помните, что немало инсайдерской информации можно собрать в родительском чате.

Узнайте, можно ли посетить урок и посмотреть, как он проходит. Лучше договориться об этом с администрацией школы заранее, а не приходить в класс внезапно.

Узнайте, проводят ли в школе открытые уроки, на которые приглашают родителей, и старайтесь не игнорировать такую возможность.

Находясь на уроке, понаблюдайте за поведением своего ребенка, за атмосферой в классе и в целом за отношением учителя к детям.

С введением электронных журналов и дневников следить за успеваемостью ребенка стало значительно проще. Если в вашем классе нет электронного документооборота, то придется периодически ходить в школу и смотреть журнал.

Обращайте внимание на успеваемость не только вашего ребенка, но и всего класса. Если по какому-то предмету у большинства учеников упала успеваемость, это повод поговорить с классным руководителем или учителем-предметником.

Не забывайте, что учителя в свободное от работы время обычные люди. Они так же, как и представители других профессий, могут ходить в бары, на концерты и даже на пляж в открытых купальниках. Это личная внерабочая жизнь учителя, которая не имеет никакого отношения к его профессиональной деятельности.

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/chto-vy-dolzhny-znat-ob-uchitelyah-vashego-rebenka-vyyasnite-kak-pedagog-reshaet-konflikty-1878065/

Дистанционка может быть приятной и полезной, рассказываем как облегчить жизнь учителей и увлечь учеников

Как найти подход к ученику в классе

Если вы учитель, репетитор или просто родитель, то обязательно прочитайте этот материал — вы узнаете, как превратить дистанционку из мучения в удобное и эффективное образование ребенка.

До начала учебного года осталось совсем немного, но учителя, родители и ученики уже испытывают нервную дрожь, вспоминая о дистанционке. Да, большинство педагогов провалили это испытание.

Почему учителя были не готовы к дистанционке?

Все просто, педагоги привыкли работать по накатанной, мало кто интересовался современными технологиями и новыми возможностями в образовании. Поэтому у большинства учителей не оказалось под рукой готовых презентаций для онлайн-обучения. Поэтому ученики сканировали и фотографировали тетради, а учителя часами проверяли домашние задания.

Как легко решить проблему проверки заданий

Оказывается есть люди, которые позаботились об учителях. В компании Skyeng разработали интерактивную рабочую тетрадь Skysmart. Ее главное преимущество — все материалы от издательства “Просвещение”. Здесь собраны задания для большинства УМК. Они соответствуют ФГОС, то есть учитель может не тратить силы на составление и проверку заданий.

Как это работает

Итак вы видите, что на платформе представлено 14 предметов. Выбираете нужный вам предмет и класс, например, русский язык, 8 класс.

Далее система предлагает нам выбрать нужную тетрадь.

Как видите, кроме тетради для учебного года есть еще и летний курс. То есть репетиторы, родители и просто неравнодушные учителя могут дать детям задания для повторения тем.

Переходим к выбору заданий.

Как видите, сервис позволяет максимально индивидуализировать обучение. То есть даже во время обычного обучения его можно использовать для отработки каких-то сложных тем с одним учеником, при этом весь класс страдать не будет. Также можно работать и с сильными учениками, выдавая им задания посложнее.

Можно ограничить срок сдачи и время на решение, если есть такая необходимость. Это позволяет полноценно подготовить детей к ВПР, которые, к слову, нагрянут в самом начале нового учебного года.

С функцией “предпросмотр” вы всегда можете увидеть содержание задания.

Итак, отмечаем нужные нам задания и нажимаем кнопочку “создать”.

Система сохраняет задание и выдает нам ссылку, которую можно отправить ученикам. И вот тут я отмечу еще одно преимущество умной тетради. Ученику не нужно сразу регистрироваться, получать коды доступа, которые теряются, он просто переходит по вашей ссылке и начинает работать.

Теперь давайте посмотрим на тетрадь со стороны ученика

Как видите все очень просто и понятно. После регистрации или входа ученик нажимает кнопку “начать решать” и приступает к выполнению заданий.

Если ученик ответил неверно, то система ему об этом сообщит и можно будет дать ответ еще раз.

А по завершению работы приятное и яркое поздравление

Нажав кнопку “Продолжить обучение” ребенок попадает в новый мир.

Да, этому не учат в школе, но это такие полезные и нужные навыки.

А в это время учитель видит все

У педагога есть возможность следить за выполнением заданий. Все ошибки зафиксированы.

Нажимаем “подробнее” и видим, где ученик “плавает”.

Что еще важно

Работать с тетрадью можно через браузер. Если под рукой есть любое устройство с выходом в интернет (стационарный компьютер, ноутбук, планшет, смартфон), учитель может выдать задание своим ученикам, а ученик решить задания от учителей. Нет необходимости что-то устанавливать, искать и переживать, что не хватит памяти и т.д.

Учителям общеобразовательных школ

Платформа поможет быстрее составлять и проверять задания. Можно использовать как во время дистанционного обучения, так и при индивидуальной работе с учениками. Такой подход поможет разнообразить формы проверки знаний и мотивировать учеников. Сервис будет незаменим для экспресс-подготовки к ВПР.

Репетиторам

Платформа позволяет провести диагностику навыков и умений ученика, составить задания для отработки проблемных тем. А также для изучения нового материала.

Родителям

Очень часто родители, которые выбрали для своих детей семейную форму обучения переживают, что ребенок что-то не усвоил из школьной программы. В рабочей тетради Skysmart все по ФГОС, ни одна деталь от вас не ускользнет, вы сможете контролировать соответствие знаний своего ребенка школьной программе.

Школам, которые проводят аттестацию для учеников на семейной форме обучения, а также для домашнего обучения

Не секрет, что “семейники” для многих школ — проблема. Подготовить материалы для аттестации, найти время для ее проведения, а потом еще и проверить. Эта проблема решается на раз с помощью рабочей тетради Skysmart. Учитель очень быстро может подготовить задания для аттестации по своему предмету, а на проверку вообще нет необходимости тратить время. Останется только выставить оценку.

Ученикам

Ученики могут прокачать не только школьные знания, но и найти много интересных и полезных для себя материалов и курсов.

Итак, вы согласны теперь с тем, что дистанционное обучение может быть эффективным и не требовать от учителя и ученика огромного количества времени и нервов?

Попробуйте интерактивную рабочую тетрадь Skysmart, пока доступ бесплатный!

Источник: https://zen.yandex.com/media/shkoladoma/distancionka-mojet-byt-priiatnoi-i-poleznoi-rasskazyvaem-kak-oblegchit-jizn-uchitelei-i-uvlech-uchenikov-5f47c638333b3d70ff57e9c0

Как учителю дифференцировать материалы урока и искать индивидуальный подход к детям — Я Учитель

Как найти подход к ученику в классе

Бывает, что некоторых учеников приходится характеризовать с помощью фразеологизма «в одно ухо влетает, в другое вылетает». Вероятно, этим детям просто удобнее воспринимать информацию не на слух, а визуально – на письме, в виде графика или таблицы на интерактивной доске.

Это пример того, что все люди усваивают информацию через разные каналы, и каждому школьнику нужен свой подход и индивидуальный образовательный маршрут. В этой статье мы расскажем о том, как дифференцировать материалы урока, чтобы найти подход к каждому ребенку, сделать уроки эффективнее и повысить успеваемость учеников. Вот несколько советов о том, как применять дифференцированный подход.

Совет 1. Класс –  неоднородная структура. В нем учатся не просто «дети», а конкретные Маша, Ваня, Паша, Ульяна со своими особенностями. Каждый из них воспринимает информацию по-своему.

Кому-то легче запомнить материал, увидев и прочитав его, кто-то запомнит все на слух, а кому-то нужно отработать материал в обучающей игре. Основная тактика учителя – предлагать разные варианты объяснения материала в ходе занятия.

За урок можно посмотреть обучающее видео или отрывок из документального фильма, прослушать аудиозапись, прерваться на подвижную обучающую игру, провести тест. Так вероятность того, что все ученики усвоят информацию, повышается.

Совет 2. Делайте уроки наглядными. Включайте больше визуальных ресурсов,чтобы  объяснять материал. Подойдет все: фотографии, рисунки, видео, карты, объекты, которые можно рассмотреть и потрогать. Готовьте для учеников тексты с выделенными ключевыми словами, иллюстрациями, увеличенным шрифтом.

Совет 3. Используйте графические организаторы при объяснении материала. Здесь опять же работает визуальная составляющая.

В графическом организаторе информация делится на понятные пункты и представляется в удобном для чтения и понимания формате. Это может быть диаграмма, сетка или график.

Например, с помощью графика будет удобно показать последовательность действий или причинно-следственную связь. С помощью диаграммы можно легко показать разницу в количестве и соотношение.

Совет 4. Обеспечивайте дополнительные демонстрационные объекты для учеников, испытывающих трудности в обучении. Если ребенку сложно представить себе объемную геометрическую фигуру, например, куб или пирамиду  – принесите с собой модели этих фигур и показывайте наглядно, где у них высота, ширина и длина.

Совет 5. Используйте в обучении разную технику. Если в классе есть интерактивная доска – рисуйте на ней и привлекайте к этому учеников. Записывайте ваши уроки на видео, чтобы у детей всегда был к ним доступ.

Совет 6. Давайте разный объем заданий и уровень сложности. Не все могут решать задачи одинаково быстро. Кому-то для решения математической задачи потребуется пять минут, а кому-то 25, при этом оба ученика в результате решат ее верно.

Поэтому можно давать дополнительное время на контрольной работе: более быстрые дети в это время сделают дополнительное задание на лишнюю оценку, другие используют это время для доделывания основной работы.

По уровню сложности заданий тоже ориентируйтесь на способности учеников, учитывая их индивидуальный образовательный маршрут.

Неравномерное развитие навыков у детей подтверждает теория американского психолога Говарда Гарднера, который выделил девять типов интеллекта. По его мнению, у каждого человека преобладает один тип интеллекта.

Например, вербально-лингвистический тип подразумевает выраженные способности к изучению иностранных языков, хорошо поставленную речь, способность писать захватывающие тексты.

Логико-математический тип подразумевает развитое логическое мышление, способность мыслить нестандартно и склонность к решению задач.

При этом у человека могут быть развиты и другие типы интеллекта при наличии одного доминирующего. Поэтому задача учителя – опираться на более развитые стороны интеллекта учеников и по возможности стараться развивать остальные.

Совет 7. Как можно чаще проверяйте, насколько ученики усвоили материал. Используйте тесты и опросы. Это поможет выяснить, нужно ли что-то объяснить еще раз, может, используя более наглядные материалы.

Совет 8. Нужно учитывать, что некоторые ученики любят работать, общаясь с другими, а некоторым нравится работать индивидуально.

Поэтому в классе, где практикуется дифференцированный подход, обязательно нужно создать пространства для групповой и индивидуальной работы. О том, как это сделать – читайте в статье «Как приспособить пространство для современных уроков».

Для отстающих учеников можно организовывать дополнительные занятия в малых группах, где внимание учителя будет сосредоточено на каждом ученике.

Совет 9. Общайтесь с учеником на «его языке» и ищите для каждого индивидуальную образовательную траекторию. Согласно теории стилей обучения, появившейся в 1970-х годах, люди делятся по типу базового канала восприятия. Существуют:

1. аудиалы, воспринимающие информацию на слух, 

2. визуалы, лучше воспринимающие информацию с помощью зрения, 

3. кинестетики, познающие мир через тактильные ощущения. 

На практике в общении с визуалом используйте графики, жесты, слова, описывающие цвет, форму, размер, которые создадут в его голове картинку, показывайте наглядные пособия. В общении с аудиалом используйте изменение интонации, громкость голоса, паузы.

С кинестетиком можно использовать жесты и прикосновения. Например, делая замечание визуалу, можно покачать головой или погрозить пальцем, к аудиалу сурово обратиться шепотом или «пошикать», а кинестетику положить руку на плечо или похлопать по нему.

Чтобы выяснить, по каким каналам ваши ученики лучше всего воспринимают информацию и найти к детям подход, предложите им пройти этот тест, а также наблюдайте за их поведением и реакциями.

Источник: https://education.yandex.ru/teacher/posts/kak-uchitelyu-differentsirovat-materialy-uroka-i-iskat-individualnyy-podkhod-k-detyam

Я понял, как можно найти подход к трудному подростку: личный опыт отца

Как найти подход к ученику в классе

Как сохранить отношения с бунтующим подростком и направить мысли взрослеющего ребенка в правильное русло? Рассказывает отец двоих детей.

Сергей Иванов, юрист, спортсмен, путешественник и отец двоих детей, стал не только нашим читателем, но и постоянным автором. Его колонки вы можете прочитать здесь.

Сегодня Сергей рассказывает о подростковом возрасте и о том, как остаться с ребенком в хороших отношениях, несмотря на трудности переходного возраста.

Если и у вас есть что рассказать, пишите на почту editor@letidor.ru.

Сегодня не такая уж редкая картина, когда ребенка за уши не оттянуть от компьютера, его комната – очаг хаоса в доме порядка, учеба вызывает тоску и недовольство, а просьба помочь по дому – раздражение.

Как пройти через подростковый возраст и остаться с ребенком близкими людьми, а не выкапывать пропасть в отношениях?

Ведь ребенок, пусть и бунтующий подросток, это не враг и не источник страданий, хотя, послушав жалобы родителей, можно сделать именно такой вывод.

Это возможно, если сменить подход к воспитанию. Пока ребенок мал, многие успешно применяют модель воспитания на поведенческом уровне:

«делай так, потому что иначе постигнет наказание».

До определенного возраста это срабатывало, но теперь начинается период экспериментов, поиска ответов на вопросы. Дальнейшее его применение приведет к конфликтам. Жалобы именно таких родителей мы и слышим: «как трудно с ним стало», «он невыносим» и «я не могу с ним справиться».

В это время очень важно самим перестроиться и использовать в воспитании другие подходы.

Ребенок все замечает и считывает с нас самих, поэтому самим взрослым необходимо стать примером.
Репродуктивный метод звучит так: «Делай как я».

Вы видели отцов, которые с сигаретой в руке рассказывают ребенку о вреде курения? «Курить вредно, никогда так не делай!», – говорит такой папа, затягиваясь сигаретой.

«Надо заниматься спортом, сынок», – продолжает он, заваливаясь с бутылкой пива перед телевизором.

Заметили, расхождение между словами и собственным примером? Оно осталось незамеченным только для родителя. А что в этот момент происходит в голове у ребенка? Несостыковка. Недоумение. Сможет ли он верить родителям, если они говорят одно, а делают другое?

Я привил сыну интерес к спорту тем, что стал заниматься сам.

Не говоря о пользе спорта, а делая утром зарядку, выезжая на соревнования, получая награды. Со мной в этом вопросе трудно поспорить не из-за авторитарности или угрозы наказания, а из-за примера, потому что я сам это делаю.

Спорт три раза в неделю очень сокращает время за компьютером, вносит организованность в сознание ребенка и как следствие – организованность во внешней жизни. Плюс спорт расширил круг общения подростка, так как сыну было сложно общаться со сверстниками.

Социальный подход «Делай так, потому что так принято в обществе» вызывал бунт, так как сын противопоставлял себя среде, из-за чего были конфликты в классе. Это не означает, что не надо использовать этот метод, лучше глядеть глубже и искать истинные причины противопоставления, обсуждать и проговаривать их.

В общении с сыном я не прерывал его жалобы в отношении школы, класса и образования вообще.

Несмотря на его выражения, что «плевать он хотел на учебу», именно учеба не давала ему покоя и вызывала сильные эмоции.

Это позволило мне понять, что именно проблемы в учебе и порождают отрицание всего, что связано со школой и ее средой. У сына были трудности с рядом предметов, а успехи других детей вызывали негативные переживания и чувство своей неполноценности.

Как преподавателю университета мне известно, что многое зависит от личности учителя и его умения найти подход к ученику, в нужное время переключить, внимание, чтобы сохранить интерес к предмету.

Поэтому я попросил позаниматься дополнительно с сыном по трудным для него предметам тех людей, в которых я уверен.
Это мои одноклассники, которые стали преподавать, и мои собственные учителя на пенсии, которые могут доходчиво и спокойно объяснить сыну сложные моменты.

Чтобы сын ходил заниматься дополнительно по предметам сам по своей воле, мы проговорили с ним – сколько времени он тратит на те предметы, которые вызывают сложности или негативные эмоции.

А что, если ему помогут в них разобраться и даже немного пройдут программу наперед, помогут с домашними заданиями? Будет ли ему лучше? Будет ли он чувствовать себя более спокойно и уверенно? На вопросы он ответил сам.

Плюс снова личный пример – помимо основной работы и работы в университете, я учусь дополнительно, поэтому сын видит, что у меня все то же самое – домашние задания, экзамены и зачеты.

Постепенно ситуация с учебой у сына выравнивается.

Более глубинные уровни в воспитании – интеллектуальный и духовный – звучат, как «Делай так, потому что это разумно» и «Потому что это путь к самореализации».

Для подростка это более актуально, чем «Делай так, потому что я так сказал». Очень важно помочь ему ответить на вопрос кто я, куда я иду и какое место занимаю в жизни. Это период поиска, и сейчас мы можем оказать ту помощь, которая ему необходима.

Пусть не очень радуются, а насторожатся те родители, которые считают, что их ребенок прошел через этот кризис спокойным и покладистым, послушным.

Есть большая вероятность того, что этот кризис вернется годам к 35 – и тряхнет, так тряхнет!

Это уже будет называться кризис среднего возраста: человек будет бунтовать, бросаться из стороны в сторону, искать себя и ответы на вопросы. То есть проходить через все то, что ему следовало пройти лет в 13-15. Всему свое время.

Все эти методы эффективны в совокупности, в комплексном подходе и в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

В моем опыте самым эффективным методом стал именно интеллектуальный. Когда мы с сыном обсуждаем, насколько разумно то или иное его действие, когда мы вырабатываем более долгосрочные стратегии, анализируем, принесет ли ему пользу выбранная тактика в будущем.

Я наблюдал за его интересами и увлечениями, которые были связаны с каналом в и мечтами о блоге, после чего мы поговорили с ним на тему того, поможет ли в его увлечении навыки фото-видео съемки и монтажа. Возможно, следует вернуться в кружок ДЮЦа «Спектр», который он забросил 2 года назад, и продолжить там занятия.

Сейчас сын сам находит в себе мотивирующие силы идти и заниматься в «Спектре» ДЮЦа в выходной день к 08:30.

Мне более близка идея равенства в отношениях.

Будь то отношения с партнером или детьми и родителями, поэтому все с детьми я обсуждаю на равных, каждый имеет право высказать свое мнение.

Это не единственная модель семьи, можно вспомнить и Средневековье, и более древние времена – вернуть в семью модель патриархата или матриархата. Примеры матриархальных и патриархальных семей сегодня мне известны и не вызывают во мне солидарности.

Сами такие модели не плохие и не хорошие, просто не близки мне по духу.

Описанное в статье – не догма, это личный опыт, с которым можно не согласиться.

Конечно, можно не усложнять, быть диктатором, не вступать ни в какие переговоры, ввести запреты, не подлежащие обсуждению, переходить от аргументов на крик или рукоприкладство. Можно, это проще. Однако самый простой путь далеко не всегда лучший.

У меня есть знакомые, которые в юности при первой возможности сбежали от родителей и сейчас уже в зрелом возрасте стараются поменьше с ними общаться. Я так не хочу.

Моя цель – сохранить близкие отношения с детьми, даже когда они сами станут взрослыми, помочь им вырасти здоровыми, зрелыми и гармоничными личностями. Продолжать исследовать мир и познавать себя вместе с ними.

Потому что наступает момент, когда наши дети перерастают нас. И если это случается, то наша самая большая заслуга – дать им духовное развитие.

Vostock Photo

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/ya-ponyal-kak-mozhno-naiti-podkhod-k-trudnomu-podrostku-lichnyi-opyt-otca.htm

Статья на тему

Как найти подход к ученику в классе

Методическая разработка Учителя

Сафиуллиной Г.М.

на тему «Индивидуальный подход к каждому ученику в классе».

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать практические умения, навыки каждого ребенка, его нравственные качества.Это показывает не только отношение ребенка к труду,но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо – готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает большое разнообразие и интерес к различным видам труда. Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу.

Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда.

В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей.

Зная индивидуальные особенности детей ,их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности – это личность в ее своеобразии. Индивидуальностью определяется какая-либо главная черта личности, делающая ее непохожей на окружающих, она может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее, полнее.

Она является постоянным объектом исследования при изучении психологии и других направлениях психологии. Проблема индивидуализации воспитания и обучения остаётся и на сегодняшний день одной из центральных психолого-педагогических проблем.

Нет в современной педагогической практике понятия более популярного и менее отрефлексированного, чем “индивидуальный подход”- это учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания.

Индивидуальный подход требует от педагога помимо умения работать разнородно и разнообразно, ещё и большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения – и это только некоторые из причин пока недостаточно широкого применения его на практике при широкой декларативности.

Основное противоречие традиционного обучения в связано с групповой формой его организации и индивидуальным характером усвоения знаний. Уровень профессиональности педагога во многом определяется тем, как он на практике реализует принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Воспитателю, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше он разбирается в индивидуальных особенностях дошкольников, тем правильнее он может организовать воспитательно-образовательный процесс.

Необходимо учесть, что педагог должен не только представлять себе основные характеристики детей своей группы – их способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его, но и знать основные принципы изучения индивидуальных особенностей.

Существуют основные моменты при его осуществлении: знание и понимание детей, основательный теоретический баланс и способность педагога размышлять и умение анализировать. Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными.

Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном воспитании. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала.

Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка.

Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели.

Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх.

НОД занимает небольшую часть времени в режиме дня, но их воспитательное и развивающее значение очень большое. Обучение на занятиях это и есть индивидуальная деятельность детей.

Индивидуальный подход на НОД способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявление инициативы, творчества.

При усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания, как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе молчаливые и нерешительные дети выявляют такие качества, которые за ним и не замечались. Прежде всего, они теряют молчаливость, и в дальнейшем становятся активными.

Для преодоления их молчаливости педагог, прежде всего, должен расположить их к себе, заботиться о том, чтоб они вошли в коллектив, имели товарищей. Во время занятий следует использовать игровые приемы, которые тоже способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных детей.

Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. Этих детей нельзя назвать глупыми и ленивыми, так у них много положительного. Они внимательны и аккуратны, умеют хорошо справляться со многими бытовыми заданиями. Такие дети послушны, уступчивы, добродушны.

В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать. Итак, мы видим, что индивидуальный подход органически входит в повседневную, педагогическую деятельность. Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям трудная, она требует и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.

Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния, здоровья и общая работоспособность. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов.

С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении : более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно их выявлять.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному.

Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-individualniy-podhod-k-kazhdomu-ucheniku-v-klasse-3979892.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.